С появлением системы менеджмента качества (СМК) возникает ещё один ресурс для предприятия, заинтересованного в повышении конкурентоспособности своей продукции, ставшей теперь ещё и социальной потребностью.
Менеджмент качества на основе системного подхода заставляет предприятия брать в расчёт интересы потребителей и выпускать продукцию, приемлемую для них. Для эффективной работы на заводе или фабрике там должно быть налажено управление множеством взаимосвязанных процессов.
Создание СМК невозможно без системного подхода. Поэтому производство продукции и управление предприятием относятся к взаимосвязанным процессам, а каждый из них состоит из целенаправленных операций, превращающих входы процесса в выходы со своими поставщиками и потребителями.
Согласно системному подходу все процессы относятся к основным или вспомогательным. Работа предприятия состоит из цепочек процессов, начинающихся с маркетинга и планирования, до продаж и сервисных услуг. В результате основных процессов создаётся продукция вначале как маркетинговая информация, проект, затем как материальный объект (детали, товар, программный продукт, услуги и др.).
Вспомогательные процессы напрямую не связаны с продукцией. Они обслуживают и обеспечивают нормальное протекание основных производственно-технологических процессов. Когда процесс объёмен и сложен, а его части выполняются различными людьми, главное – правильно и оптимально организовать и согласовать их работу. Особенно это касается стыков, где один процесс переходит в другой.
Непременным условием системного подхода являются установленные критерии и методы, нужные для способствования эффективности как реализационных, так и управленческих процессов. Предварительную модель СМК и техническое задание по её улучшению, базирующихся на использовании процессного подхода, можно представить так:
Вспомогательные процессы | Производственные процессы | Основные производственные процессы | Процессы менеджмента ресурсов | Процессы менеджмента ресурсов | ||||||
Процесс заключения договоров на: | Процесс закупки сырья и материалов | Приёмка сырья | Менеджмент деятельности предприятия | Менеджмент финансов | Процесс заключения договоров на услуги обучения | |||||
Методы измерения показаний качества производственных процессов | Процессы транспортироки и хранения сырья и готовой продукции | Контроль качества сырья | Процесс управления человеческими ресурсами | Процесс технического обслуживания оборудования | ||||||
Методы измерения качества сырья п/фабриката и готовой продукции | Процессы контроля качества сырья и конечной продукции (лаборатория) | Механическая обработка | Процесс управления производственной средой | Процесс управления контрольным, измерительным и испытательным оборудованием | ||||||
Процесс контроля упаковки и её ремонт |
Технологические процессы изготовления конечной продукции ... |
Процесс управления инфраструктурой | ||||||||
Процесс контроля работы оборудования | Упаковка |
Для разработки СМК предприятия на основе системного подхода придётся решать следующие конкретные задачи:
- установить процессы, связанные с СМК;
- создать системную модель СМК предприятия, обеспечивающую последовательность и взаимодействие бизнес-процессов;
- провести классификацию процессов менеджмента качества:
- бизнес-процессов;
- обеспечивающих процессов;
- процессов управления;
- проанализировать имеющуюся документацию и разделить их на:
- руководства по качеству;
- процедуры СМК;
- процессы СМК;
- инструкции по направлениям деятельности;
- выявить недостающие документы СМК согласно разработанной процессной модели СМК предприятия;
- установить критерии и методы, нужные для выполнения и управления основными процессами;
- определить владельца каждого процесса, руководителя работ по ним, ответственного за документацию по процессам.
Согласно техническому заданию и в результате новых поисков должны быть найдены процессы, прямо влияющие на достижение желаемых результатов. Далее разрабатывается процессная модель СМК производственного предприятия, обеспечивающая последовательность и взаимодействие бизнес-процессов.
Модель включает в себя процессы высшего руководства (управления), основные производственные процессы (в том числе процессы анализа, измерения и улучшения) и вспомогательные процессы.
Любой процесс из СМК можно отнести к одной из трёх групп:
- Управленческим процессам.
- Основным процессам или бизнес-процессам.
- Вспомогательным процессам.
В соответствии с разработанной процессной моделью СМК организации выявляются недостающие документы СМК, в частности, процедурные – ПСМК:
- алгоритм создания, согласования и утверждения руководства по процессу;
- общие требования к документам СМК (содержание, утверждение, принятие);
- порядок разработки, согласования и утверждения руководства по процессу;
- порядок разработки, согласования и утверждения СТП;
- управление записями;
- определение затрат на обеспечение качества работ и их анализ;
- подготовка и повышение квалификации кадров;
- порядок работы с контрактами (договорами);
- внутренние аудиты;
- управление некондиционными изделиями;
- корректирующие и предупреждающие мероприятия.