В конце прошлого столетия, когда рынок переполнился всевозможного рода продукцией, потребителю стало довольно сложно определяться с выбором. Тогда Международная организация по стандартизации (ISO) сформулировала ряд требований к системе качества для торгующих предприятий, чтобы быть уверенными в том, что и в дальнейшем эти фирмы будут выпускать свою продукцию с установленными свойствами. Эти требования получили название серии стандартов ISO 9001.
На сегодня данная система стала общепризнанной. В России же была создана ее аналогичная версия – ГОСТ Р ИСО 9001. Для того, например, чтобы получить оборонный госзаказ в Российской Федерации, обязательным условием является соответствие вышеупомянутым стандартам, а главным нормативным документом, регламентирующим проведение сертификации, - закон «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27.12.2002г.
При этом каждое отдельно взятое предприятие само для себя принимает решение о необходимости приведения системы качества своей продукции под стандарты ISO. То есть, данные требования не являются обязательными. На Европейском же рынке в настоящий момент намечается тенденция, при которой условие соответствия продукции стандартам ISO есть необходимым.
Способы реализации Системы Менеджмента Качества (СМК)
- собственными силами, приняв в штат работников соответствующего специалиста;
- путем заключения договора с фирмой, специализирующейся на внедрении СМК и имеет подобный опыт;
- можно делать все самим, но при возникновении трудностей привлекать специалиста для оказания одноразовых консультаций.
Каждый из этих вариантов имеет свои сильные и слабые стороны. Поэтому руководство должно само определить, какой из них выбрать лучше всего.
Закономерный вопрос, который может возникнуть, когда решение о внедрении системы менеджмента качества все же принято: кто будет все эти процессы контролировать?
Варианты решений
- Если предприятие маленькое, это может быть непосредственный руководитель, директор фирмы, если большое – эти обязанности лучше возложить на отдельного человека, пользующегося определенным авторитетом среди коллег.
- Можно в штатное расписание ввести должность «менеджера по качеству». Такой сотрудник будет координировать выполнение требований по внедрению СМК внутри предприятия, а также консультироваться у внешних специалистов.
- Должно быть назначено нужное количество (в зависимости от размеров организации) внутренних аудиторов, которые будут вести необходимую документацию и контролировать продвижение процесса.
Подводя итоги, можно сказать, что подготовка к сертификации под стандарты ISO и внедрение системы менеджмента качества в любой компании – длительный и кропотливый процесс, его невозможно завершить за пару месяцев. Как показывает практика, для этого необходим, как минимум, год. Зато, если все сделано правильно, потраченные силы и средства в будущем окупятся путем получения экономических выгод.